Об авторе Детям Родителям Купить книги Обратная связь
Нужно сам процесс чтения делать для ребёнка волшебством. Интервью для портала Wonderbook.ru

Одна из самых распространённых жалоб современных родителей: мой ребёнок не хочет читать. Заинтересовать? Да это немыслимо: у него же столько компьютерных игр, телефон, плеер… Заставить? Негуманно. Читать вслух? Что вы, на это совсем не остаётся времени! Психолог, детский писатель и мама двух очаровательных детей Анна Гончарова согласилась рассказать wonderbook.ru о том, как не только научить малыша читать, но и помочь ему найти «свой» жанр, открыться для общения с родителями и видеть красоту жизни.

- Анна, скажите, как и когда у вас возник интерес к детской литературе? Как вы начали сами писать детские книжки?

 

- Интерес появился тогда, когда появились дети (смеётся). Когда появились мои дети, я не только читала им книжки, но и начала придумывать истории и сказки. Рассказывала, сочиняла, и поняла, что получается что-то интересное. Потихонечку стала это записывать. Так года за полтора родилась первая книга — «Истории енотика Ени». Потом я добавила в истории темы, которые многих волнуют. Вот например. Увидела по телевизору историю про мальчика, который плохо слышал. Ему сделали операцию, долго учили; всё это проходило очень сложно, нужно было делать много упражнений, но в итоге он стал первым учеником в классе. Старался, преодолевал трудности, потому что для него это было очень важно и очень нужно. И я написала похожую историю про зайчонка, который плохо слышал, — получилась история о взаимоотношениях детей, у которых есть проблемы со здоровьем, с их обыкновенными сверстниками. По сюжету Еня начинает с ним дружить, помогать ему, объяснять другим, что зайчонок хочет сказать. А потом зайчик также ложится в больницу, ему делают операцию. Зайчонок тренируется – и в итоге превосходит всех своих одноклассников. Вот так сюжет о мальчике вошёл в мои истории. А вообще темы часто берутся из собственной жизни, из детства, из каких-то ситуаций, с которыми дети и родители часто сталкиваются. Рассказывают знакомые, просто по улице идёшь — и видишь что-то, запоминаешь. Ну и, конечно, собственные дети дают столько интересных ситуаций, что их только успевай осмыслять!

 

- Иными словами, правильно говорила А. А. Ахматова, что ничего не нужно изобретать, всё само приходит?

 

- Да, конечно.

 

- Каким способом, с помощью каких методик лучше учить ребёнка читать? В каком возрасте лучше начинать это делать? Какие советы и рекомендации вы, прежде всего, как молодая мама, могли бы дать родителям?

 

- Я считаю, прежде всего необходимо развить у ребёнка интерес к книгам. Обычно интерес к самостоятельному чтению просыпается всё-таки после 5-6 лет, когда ребёнок уже психологически к этому готов. Бывает, что немного раньше. Но насильно притягивать за уши в любом случае не стоит. Если ребёнок хочет, тянется к букве — подхватывайте. Значит, он уже внутренне подготовился. Нет – значит, для него пора ещё не пришла. Самое важное во всём этом — прививать любовь к чтению. С самого детства читать ребёнку книги. Не слушает – показывать картинки, листать вместе с ним странички, иными словами, демонстрировать ребёнку, как интересно и почитать что-то, и посмотреть, и поиграть. Рано или поздно, но он сам к этому придёт. Семья ведь может вечером собраться не только телевизор посмотреть, но и книжку почитать? Это и занимает-то всего 5-10 минут. А в результате — и развитие, и пример, и опыт, и потрясающее общение. Ведь прочитанное можно потом обсудить. У ребёнка это развивает фантазию, образное мышление, затрагивает самые разные структуры мозга.

 

- Выходит, важна не методика, а скорее сама атмосфера?

 

- Я думаю, да. Нужно сам процесс чтения делать для ребёнка волшебством. Такое отношение у ребёнка к книге станет большим помощником и для родителей. Научится он читать, полюбит книгу – и в любой поездке, в гостях, даже взяв его с собой на деловую встречу, можно будет дать ему книжку, а не айпад. Такой ребёнок быстро развивается, получает самые разнообразные знания. Гораздо проще, и лучше, и дешевле научить его читать, чем по целым дням искать новые игры. А кроме того, это вложение в его будущее, его сознание, в интеллект, в развитие его характера и личности в целом. Вплоть до подросткового возраста очень важно читать ребёнку на ночь. Не заставлять его, а именно делать это самим. Под звук вашего голоса ребёнок лучше расслабляется и спокойно засыпает. Если мама, папа, бабушка хотя бы минут 15 в день тратят на то, чтобы почитать ребёнку книгу (которую он, может быть, и сам читает), хотя бы только главу из неё, это как ничто другое улучшает их взаимоотношения. Это ведь так волшебно: лечь и предвкушать новую встречу со своим собственным сказочным миром.

 

- Вы немного упомянули айпады. На сегодняшний день это больная тема. Как привить культуру чтения классической, бумажной книги, когда вокруг одни суррогаты вроде тех же айпадов или электронных книг?

 

- В принципе, в наш век от них никуда не деться. Совсем изолировать ребёнка не получится: все они сейчас играют, смотрят, изучают какие-то электронные вещи. В этом ещё нет ничего дурного. Важно только, чтобы у ребёнка был широкий круг интересов. Если в свободное время для него существует только айпад — это не очень хорошо, но если наряду с этим есть любимая секция, где ребёнок занимается творчеством или спортом, есть совместные поездки-прогулки, на которых замечается красота природы, получаются общие впечатления, есть книги — увлекательные, интересные, которые можно вместе обсудить – это замечательно. Если ребёнок сам уже начал читать, нужно искать то, что именно ему придется по нраву. Очень часто мы, родители, в этом ограничены. Есть школьная программа — и мы читаем по ней. Но не стоит останавливаться на книжках, которые «надо прочитать в этом возрасте». Ищите, что ребёнку нравится. У меня был случай, когда ребёнок из хорошей интеллигентной семьи, где была обширная библиотека, любящие читать родители, в 9-10 лет не читал вообще. Умел, но не читал. Тогда ему стали давать книги, и он прочитывал первые 5 страниц. Если было скучно — откладывал. Так с ним пересмотрели множество разных книг, пока не выяснили, что ему нравится жанр приключенческого детектива. Именно в этом возрасте он попал в «свой» жанр — и начал читать, увлёкся, а родители поняли, что ему теперь предлагать. Мой сын так же увлёкся в своё время мифами Древней Греции. Летел вечером домой со словами: «Ничего мне не нужно, дайте мне книжку — я пойду читать. Так интересно, что будет дальше». А потом рассказывал про всех героев, их взаимоотношения, умения, загадывал нам загадки. Конечно, он и до этого читал, но в большинстве случаев по просьбе («Вот тебе книжечка, давай почитаем»), а в этот раз нашёл именно свою нишу. Так что в любом случае важно поймать интерес ребёнка. Когда человек начинает читать активно, он уже делает это не думая — как говорит, как дышит. Но для этого сначала нужно «расчитаться», навык приобрести.

 

- С какими же авторами стоит познакомить ребёнка в первую очередь, чтобы «расчитать»? Это ведь происходит до того, как он сам может осознать свои интересы.

 

- Я сама люблю очень многих наших авторов. Таких, как Самуил Маршак, таких, как Эдуард Успенский, Сергей Михалков, Александр Курляндский, Агния Барто для самых маленьких, как Юнна Мориц. И, конечно, наших классиков. Того же Александра Сергеевича Пушкина. Да, для самостоятельного чтения в раннем возрасте он достаточно сложен, но слушают его дети прекрасно, потому что звучит интересно, нежно, красиво. Это наша культура, наш национальный гений — что тут говорить… Из зарубежных классиков я очень люблю Астрид Линдгрен с её потрясающими сказками и повестями. Читайте «Питера Пена» Джеймса Барри , «Мэри Поппинс» Памелы Трэверс. Но опять-таки – не заставляя («Я считаю, что это нужно, слушай»), а смотря на реакцию ребёнка: как он слушает, как реагирует. Если с интересом – прекрасно, а «не идёт» — значит, сейчас у него другое настроение. Для книг ведь тоже бывает настроение… Согласитесь, и взрослым иной раз хочется почитать что-то лёгкое, смешное, а иногда мы хотим философии. У детей точно так же.

 

- Что делать, если ребёнок не любит слушать или читать грустные истории?

 

- Действительно, не все дети любят грустные истории. Мне самой очень долго не нравились книги с плохим концом. Хотелось всё-таки, чтобы была сказка. В таких случаях нужно подождать или постараться выбирать те произведения, где совмещается весёлое и грустное. Само собой, не стоит надевать на ребёнка розовые очки, убеждая, что в жизни нет ни бедности, ни страданий. С малых лет важно объяснять, что кому-то может быть тяжело и плохо, кто-то может заболеть, уча детей помогать и сочувствовать. На эту тему написано много замечательных книг. Та же «Поллианна», например, — это же отчасти грустная, но всё же очень жизнеутверждающая книга. Как раз та история, что учит принимать и негативное, преодолевать неприятные вещи… Книге больше ста лет, но она не стареет. Потрясающая, позитивная, но показывающая, что бывают и грустные события. Элинор Портер, кажется, написала…

 

- Действительно глубочайшая вещь. Она одна фактически обессмертила имя этого автора. Элинор Портер ведь и некролог начали фразой «Умерла автор «Поллианны».

 

- Верно. И так произошло именно благодаря великолепной идее этой книги: видеть в плохом хорошее. Пусть у старушки два зуба, но они друг напротив друга (смеётся). В этом плане младшим школьникам я бы посоветовала и «Серебряные коньки» Мэри Мэйпс Додж . Тоже непростая книга, но такая хорошая!

 

- А чему могут научить ваши истории?

 

- В моих историях затрагивается много ситуаций, с которыми сталкиваются дети и родители. Это и проблемы начальной школы, детского сада, куда ходят герои, и вопросы взаимоотношений, умения понимать себя и других, замечать прекрасное. Персонажи – брат и сестра –разного возраста, и это не случайно. Бывает, что какой-то вопрос просто не был проработан в своё время, и у ребёнка надолго осталось беспокойство. Например, боялся он в детстве, что его не заберут из садика. Проблема, казалось бы, ушла, но, не разъяснённая, она ещё может «вернуться» в другой ситуации. Ребёнку-школьнику, вполне уже самостоятельному, иногда трудно избавиться от этого давнего внутреннего вопроса. А прочитав о том, как реагирует герой, он уже чувствует себя спокойнее, может просчитать разные варианты, что-то для себя выяснить. Среди моих историй в книге «Новые истории про Еню и Елю» есть как раз рассказ «Как полюбить читать». В нём показан такой приём. Еня уже умеет читать, но пока ему читает мама. Однажды она останавливается на самом интересном месте и говорит: «Мне сейчас нужно овощи для супа нарезать, потом за Елей идти, я не успею тебе дочитать. Может быть, ты сам почитаешь?» Он, как и обычный ребёнок в таком случае, говорит: «Ну мам, мне тяжело, я потом. Давай ты сначала». Мама отвечает: «Ладно. Но это будет только вечером, может быть, перед сном». Енотику становится интересно, и дочитывает он сам. Это тот самый приём, когда родители говорят детям, например: «Ой, посмотри, вот здесь рецепт. Прочитай мне, пожалуйста, что нужно положить». И ребёнок читает. Потом: «Прочитай мне, пожалуйста, вот эти заголовки. Что мне нужно папе рассказать?» И снова ребёнок читает. Это удобно в случае с малышами, которым ещё трудно самим осилить целый рассказ. Можно читать, на самом интересном месте остановиться и сказать: «А теперь ты!». И вот так, по очереди, ребёнку читать и легче, и увлекательнее.

 

- На ваших книгах написано «сказки, которые помогают детям и родителям», ваши истории связаны с психологией?

 

- Да. В них много подсказок, предложений, выходов из разных ситуаций. Иногда я специально делаю акцент на некоторых вещах, вроде бы не очень заметных, но важных для ребёнка. Например, у меня есть история про день Рождения. Этот день для ребёнка очень важен (ещё бы, ведь это Я родился!) Родителям хорошо ценить этот день, радоваться вместе с ребёнком, поддерживать его. Еня проснулся и видит на столике с подарками книжку, достаточно толстую, чтобы читать не один час, и думает о том, сколько интересных героев ему встретится, какие приключения переживёт он вместе с ними, как здорово он сможет отдохнуть в этом особенном, сказочном мире. И так незаметно, через историю, ребёнок настраивается не только на позитивное восприятие себя, но и на чтение, на то, как здорово читать книжки и получать их в подарок. Через месяц выйдет моя повесть-сказка «Удивительные приключения Ива и Лёны». Книга для младшего и среднего школьного возраста, учащая мудрости, терпению, вере в себя. Герои преодолевают трудности, справляются со страхами, укрепляют в себе свет и добро. Там тоже вставлен кусочек о том, как Ив читает. Что его привлекает, о чём он размышляет. Для ребёнка этот акцент – на том, как здорово читать книги, — очень важен. Хорошо, когда книга и на вид интересна. Я сотрудничаю с замечательным издательством «Белый город», где очень внимательно относятся к нашей культуре, традициям, истории. У них выходит много книг, иллюстрированных картинами русских живописцев, со стихами русских поэтов под этими картинами. Эти потрясающие книги увлекают, учат детей. Такие издания хочется взять в руки, полистать. В этом смысле «Белый город» мне очень нравится, и люди там работают необыкновенные, образованные, любящие свою страну, думающие о будущем детей. Это стремление повысить культурный уровень ребёнка, легко и ненавязчиво заинтересовать его нашим прошлым, очень ценно. Не случайно во всём мире такие книги ценятся на вес золота и хранятся как сокровища: они помогают многое показать и объяснить детям, научить добру и уважению. Сейчас в нашем мире, к сожалению, много жестокости. Детям её хватает выше крыши…

 

- А она ведь ещё и транслируется. Включишь телевизор – и если в новостях еще не передали, что кого-то убили, ограбили или замучили, то нам покажут фильм ровно о том же самом.

 

- Вот дети и бывают иногда перенасыщены этим. Вы подумайте: как воспитывают своих детей дикие звери, хищники? С маленькими детёнышами они необычайно ласковы, лижут их, играют с ними. Не учат жестокости сразу, потому что она не нужна, потому что есть возраст, когда совсем другому нужно учиться, чтобы было что своим детям передать. Неужели же наши дети хуже волчат? Сейчас им особенно необходимо получать много добра, много позитива. Добро необходимо взращивать, потому что от него человек становится сильнее. Только свет рассеивает тьму, а тьмою тьму не победить… До меня иногда доходят отзывы о моих книгах. Передают знакомые, знакомые знакомых. И я с удивлением узнаю, что мои истории про енотиков, рассчитанные на 4-9 летних ребят, прочитали подростки, дети тринадцати-четырнадцати лет. Не отрываясь, читали книжки, которые купили в подарок знакомым малышам, и не отдавали, пока не закончили. Я стала думать, почему так произошло. Проанализировав эту ситуацию, я вдруг поняла, что тем тринадцати-четырнадцатилетним детям просто не хватало чего-то простого и доброго, как и родителям, которые вместе с детьми переживают за мамонтёнка, ищущего маму. Нам и самим иной раз нужно порцию добра получить. По Бёрну, внутри каждого человека живёт родитель, ребёнок и взрослый. Внутренний ребёнок тоже должен иногда просыпаться и своё добирать. Сейчас много идёт разговоров, например, о правильном питании. Говорят, что нужно сбалансировано питаться, пить чистую воду; хорошие книги я могла бы сравнить с таким же сбалансированным питанием для души. Получая прививки от невзгод, которые мы преодолеваем вместе с героями, мы учимся быть собой, верить в свои силы, находить выход из самых трудных ситуаций. Книги – удивительный мир, и если ребёнка им увлечь, ему никогда уже не будет скучно и одиноко, он всегда будет самодостаточен. В то же время с книгами невозможен уход в себя, потому что они как раз учат общаться и жить. Как хорошие учителя.

 

- Как вам кажется, какими качествами должен обладать современный детский писатель? Чтобы писать для детей, нужно ли, прежде всего, быть добрым человеком?

 

- Сложно судить. Я с ним знакома не так широко. Очень люблю классиков, сама пишу… Судя по тем отзывам, которые получаю, люди не считают, что сейчас много детских писателей. Знаю, что активно читаются новые добрые сказки, развиваются книжные магазины, и это хорошо. Вижу, что много сейчас иностранной литературы. Очень много. Наша литература с трудом выбивается из такого количества. Нет, иностранное, оно, разумеется, должно быть. Оно тоже важно. Но всё-таки в разумных пределах, потому что там менталитет другой, другая система образов. Есть, конечно, замечательные явления в виде тех же Мумми-троллей.

 

-Да-да, Туве Янсон. Почти как Элинор Портер.

 

- Другие хорошие авторы. Но когда на рынке так много иностранной литературы в сравнении с отечественной, это, конечно, нас немного забивает. Я надеюсь, что эта тенденция изменится, тем более что и многие политические деятели говорят об отечественной культуре, необходимости её развивать и поддерживать… Встречаются и негативные тенденции: знаете, иногда я вижу книги, которые меня расстраивают. Это книги, в которых нет литературы.

 

- А что же там есть?

 

- Там есть картинки и какие-то подписи к ним. То есть берёшь книжку в руки; она дорого стоит, красочно оформлена, но совершенно пуста. И я не очень понимаю, для чего она сделана.

 

- Может быть, такие книги для совсем маленьких детей, которым читать ещё сложно, а большие и красочные картинки скорее привлекут их к книге?

 

- Тогда покупайте Сутеева (улыбается). Нет, понимаете, в таких книгах и картинок-то хороших нет. Ярко, красочно, но пусто. У Сутеева на простейшем примере утёнка и цыплёнка ты уже учишься жизни, понимаешь основополагающие вещи. Потрясающая книга. Классика. А когда ты берёшь книгу, где есть только какие-то подписи, напоминающие стихотворения, и компьютерные картинки, то не очень понимаешь цель. Она не обучающая, не развивающая, просто яркая книжка. Фантик. Лично меня это расстраивает.

 

-«А если так, то что есть красота и почему её обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде?» Заболоцкий гениально сказал когда-то, и не только про человека.

 

- Да, про всё. Это философия. Вопросы, на которые мы всю жизнь ищем ответы. Поэтому и книги бесценны в том плане, что их можно перечитывать. Это ведь тоже колоссальное осмысление: в разном возрасте по-разному прочитать одно и то же произведение. Прекрасный повод для общения, для возникновения общих интересов, когда ты, по выражению де Сент-Экзюпери, смотришь в одном направлении. Мы, к сожалению, отвыкли ценить нашу литературу, историю, культуру. Казалось бы, такие простые чувства, но их очень важно развивать. Если дети будут воспитываться в уважении ко всему этому, в атмосфере патриотизма, в определённом отношении к себе (потому что мы так или иначе воспринимаем себя частью нашей страны, а страна у нас потрясающая), если ребёнок с детства будет знакомиться с нашей великой культурой, традициями, историей, искусством, нашим литературным наследием, он будет гордиться тем, что живёт здесь и здесь родился. У нас есть чем гордиться. И многие русские книги об этом свидетельствуют. Вырастая в такой атмосфере, ребёнок будет уважать не только наши истоки, но и своих современников. Потому что у нас невероятные люди. Когда я смотрю на наших людей, не устаю восхищаться и поражаться. Красивые, добрые, умные. Недавно прошло сообщение: два наших человека подрались из-за того, что не сошлись, кажется, во взглядах на высказывание Ницше (смеётся). Я думаю, что это может случиться только в России. Наши люди сильные, сплочённые, вся наша литература проникнута живым народным юмором. Обо всём этом с детьми необходимо и говорить, и читать.

 

- И как бы вы посоветовали знакомить детей с серьёзной литературой?

 

- Иногда детям нужно помогать прочитывать какие-то места. Мы с сыном, например, «Два капитана» Вениамина Каверина читали совместно. А ещё раньше читали ему вслух «Тома Сойера», сокращая некоторые ещё не нужные в том возрасте кусочки, да простит нас Марк Твен. И ребёнок получил большое удовольствие. Есть ещё один замечательный приём, который применял психотерапевт Милтон Эриксон к собственным детям. Его семья жила не очень богато, а детей было пятеро. Нужно было как-то заставить их есть шпинат – еду полезную, недорогую, но не очень вкусную. И что же делал Милтон Эриксон? Он при детях за столом заводил со своей женой разговоры вроде: «Как ты думаешь, может быть, старшему уже можно дать шпинат? Или он всё-таки ещё маленький? Наверное, ещё рано… Или можно?» И вот, шпинат давался как привилегия для самого «взрослого» и съедался с большим удовольствием. Также можно делать и с книгами: «Как думаешь, дорос он до этой книги? Да, стоит, наверное, разрешить ему это прочитать».

 

- А вы, как психолог, что скажете: действительно ли сейчас дети читают мало, или это миф?

 

- Сложно сказать. Здесь очень много зависит от родителей. Если родителям важно, чтобы ребёнок читал – он полюбит книги. Даже если сам в определенном возрасте читать не захочет, уж от сказки на ночь не откажется, и сперва родители будут ему читать. Я понимаю, сейчас многие люди активно работают, возвращаются поздно, но если мама или папа, вернувшись домой, всё-таки находят 10-15 минут для чтения, — это действительно чудо. Из тех, о которых Александр Грин говорил, что их надо делать своими руками. С книгами именно так и происходит — это чудеса, которые можно подарить своим детям. Каждая хорошая книга – сокровище. Как и ребёнок. А что будет, если одни сокровища дарить другим сокровищам?

 

-Сокровищ станет в два раза больше?

 

-Да. Именно так.

 

Источник информации